Гиперактивный ребенок: советы родителям

Кричащий ребенокВы скажете: что плохого в том, что ребенок активный, энергичный и шустрый, открытый для общения с ровесниками? Тем более, если малыш быстро соображает, без труда разобрался с азами компьютерных игр и уже помогает бабушке включать DVD-проигрыватель. При этом, казалось бы, видимом благополучии, вас все чаще беспокоит его неуемность, суетливость, постоянная беготня, не всегда адекватная оценка происходящего, отсутствие концентрации.

Многие родители предпочитают не замечать этих нюансов, объясняя их тем, что ребенок активен, и в этом ничего такого нет. Но доктора обращают внимание взрослых на то, что подобные особенности поведения также характерны для гиперактивных детей.

Гиперактивные дети – какие они?

Основные признаки гиперактивности:

  1. Малыш не осознает, как он поступает: плохо или хорошо?
  2. Подвержен мгновенной смене настроения, от неуемного плача до заливистого смеха.
  3. Имеется привычка дергать ногой под столом, перебирать пальцами, покачиваться из стороны в сторону.
  4. Ребенок не может определиться, какую книгу хочет прочитать, какой детский канал желает посмотреть, в своем выборе мечется от одного к другому.
  5. Легко переходит на агрессию, раздражается, машет руками.
  6. Не верит в свои способности.
  7. Малышу трудно найти общий язык с другими детьми.
  8. Очень нервничает, если у него что-то не получается.
  9. Постоянно находится в движении, не удается спокойно посидеть на одном месте какое-то время, может залезть на кухонный стол, на шкаф.
  10. Периодически замечается в толпе, где происходят драки и хаос.
  11. Даже если ребенок устал, он все равно продолжает вести себя активно и куда-то спешит.
  12. Гиперактивному малышу характерна невнимательность, рассеянность.
  13. Быстрая, беглая речь.
  14. Отсутствие самоконтроля.
  15. Многочисленные увещевания и пояснения взрослых на ребенка не действуют.
  16. Он часто обманывает окружающих, склонен к хулиганству в школе и на улице, может воровать мелкие вещи.

Если вы замечаете присутствие хотя бы третьей части вышеперечисленных признаков у своего ребенка, это уже тревожный симптом! Во избежание путаницы с ребенком-холериком доктор Комаровский советует провести родителям обычный тест – чем-то сильно заинтересовать и увлечь малыша. Если он сможет не сходить со своего места более 10 минут и отставит игру (предмет) только когда по-настоящему устанет – можете с облегчением выдохнуть, ваш ребенок не является гиперактивным.

Не забывайте также, что все дети в определенном возрасте капризничают, балуются, это нормально. Поэтому окончательный диагноз вправе поставить только специалист после соответствующего медицинского обследования.

Точного механизма возникновения синдрома гиперактивности не выявлено, но все же на этот счет имеются определенные точки зрения:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) может появиться у ребенка в результате асфиксии, относящейся к средней и тяжелой степени;
  • наличие родовой травмы;
  • черепно-мозговые травмы, вызванные падением с пеленального стола, детских горок и велосипеда;
  • присутствие в анамнезе серьезных инфекционных заболеваний нервной системы, таких как менингит, энцефалит;
  • наследственность;
  • негативная атмосфера в семье.

К сопутствующим симптомам гиперактивности относят не только дефицит внимания со стороны родителей, но и проявление ребенком импульсивности.

К основным признакам дефицита внимания относится следующее поведение ребенка:

  1. Не слушает и не слышит, что ему говорят окружающие.
  2. Не может выполнить те действия, которые его попросили выполнить.
  3. Малыш часто забывает вещи в школе, на игровых площадках.
  4. Страдает забывчивостью.
  5. Легко отвлекается даже от важного дела.

Читайте также: Какая симптоматика детской ветрянки и методы лечения

Симптомы импульсивности:

  1. Не может, не сходя с места, дождаться своей очереди.
  2. Несмотря на то что вопрос еще не задан, перебивает и спешит ответить, часто не по существу.
  3. Считает обязательным поучаствовать в любом разговоре.
  4. Для него не существует правил и ограничений.

Нужно ли лечить

Ребенок прыгает на кроватиСогласно статистике, на сегодняшнее время гиперактивными признаны 35% детей дошкольного и школьного возраста, из них 25% составляют мальчики. Взрослые часто надеются, что в школе ребенок перерастет это состояние, но на самом деле изменения малозаметны, ребенок по-прежнему задирист, крайне не усидчив на уроках, а на родительских собраниях от учителей то и дело приходится выслушивать нелестные отзывы.

Практически половина таких детей уже в подростковом возрасте хотя бы единожды посещает комнату милиции, в отдельных случаях появляются попытки свести счеты с жизнью. Среднее образование получает треть страдающих СДВГ, институт по силам лишь пятой части. Гиперактивность никоим образом не влияет на интеллектуальное развитие, больные показывают высокие результаты при проведении тестов. Подтверждение тому – Моцарт и Эйнштейн.

Почему же тогда гиперактивный ребенок сложно обучаем? В силу своих физических особенностей он просто не обладает концентрацией внимания, присущей другим учащимся, на которых и рассчитана школьная программа обучения.

Поэтому как такового лечения гиперактивный ребенок не требует. Задача родителей и психологов – свести к минимуму агрессивные, активные выпады в сторону окружающих и скорректировать поведение.

Как помочь гиперактивному малышу

Помощь родителей гиперактивному малышу. Советы доктора Комаровского:

  1. Забудьте о таких воспитательных мерах, как повышенный тон, ругань, крики и критика за проступки, таким образом, вы только ухудшите отношения со своим ребенком. Помните, что он не виноват и не способен управлять своим состоянием.
  2. Больше общайтесь, не бойтесь проявить нежные чувства. Говорите о своей любви, такие слова лишними не бывают.
  3. Хвалите ребенка, особенно когда он доводит начатое дело до конца. Поверьте, ему это дается нелегко.
  4. Соблюдайте четкий режим дня, и сами показывайте пример. С самого рождения определите ребенку время приема пищи, прогулок, игр, отхода ко сну. Обратите внимание: если малыш не голоден, нет необходимости заставлять его есть во что бы то ни стало.
  5. Разрешайте активные игры, возможно даже агрессивные, предварительно пояснив, что бить ногами можно только по земле, а не сестричку, уличных котов и растения.
  6. Сделайте важным не только победу, но и участие.
  7. Полезны пальчиковые игры, совместное собирание пазлов, лепка, рисование. Не оставляйте свое чадо играться наедине с собой, принимайте участие.
  8. Благотворно влияют на нервную систему занятия спортом – борьбой, плаванием, танцами.
  9. Психологи советуют использовать «жетонную» систему, когда родители в качестве поощрения дают ребенку жетон, который впоследствии можно обменять на что-то более значимое.
  10. Приучайте страдающего синдромом СДВГ приниматься только за одно дело, не давайте несколько указаний.
  11. Не следуйте крайностям – не будьте слишком мягкими или излишне строгими и требовательными.
  12. Хорошо, если у школьника есть возможность выполнять домашние задания в тихом и спокойном месте, а лучше в собственной комнате. Разрешайте ему делать перерыв-пятиминутку каждые 15-20 минут.
  13. Посоветуйтесь с психологом и невропатологом.

Рекомендации для учителей:

  1. Не помешает посадить школьника за первую парту, так у него будет меньше факторов отвлечься от учебного процесса.
  2. Чтобы нивелировать активность на нет, время от времени предлагайте ребенку вытереть доску или помочь переставить горшки с цветами на подоконнике.
  3. В младших классах организуйте пальчиковые игры посреди урока.
  4. Пусть соседом по парте будет спокойный учащийся, иначе в классе станет слишком «весело».
  5. Постарайтесь не ограничивать такого ребенка во времени. Гиперактивные дети живут сегодняшним моментом и надеются на получение результата в самом недалеком будущем. Поэтому для того чтобы заинтересовать малыша учебой, не затягивайте с выставлением отметки или хотя бы с поощрением.
  6. Разделите одно большое задание на несколько маленьких, чтобы школьник мог усвоить материал дробными частями.

Причины гиперактивности на сегодняшний день так и не выявлены, но уже можно утверждать, что это – своеобразная патология детской психики.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


6 + = тринадцать