Нужно ли развивать ребенка в 1 год и как это сделать

Годовалый ребенокВашему ребенку исполнился 1 год. Малыш научился держать головку, переворачиваться, ползать, сидеть. Вместе с тем самостоятельно пытается издавать осмысленные звуки и делать первые шаги. Гордости родителей нет предела. Но достаточно ли этого или все же стоит обратиться к раннему развитию?

Наши мамы и бабушки скажут, что вся «народная педагогика» направлена на развитие ребенка. Это песенки-приговорки, игры, колыбельные и многое другое. Используя только эти средства в развитии крохи, вам удастся вырастить совершенно нормального ребенка. Но в последние десятилетия педагогика шагнула достаточно далеко, и были созданы методики, способные содействовать раннему развитию вашего чада, т. е. прививать навыки, которые другие дети приобретают в более старшем возрасте. Так стоит ли останавливаться на «нормально», когда может быть «замечательно»?

Методики раннего развития

В первые годы своей жизни малыш особенно восприимчив к поступающей в больших количествах информации. Он, словно губка, впитывает в себя новые знания и не устает экспериментировать, познавая мир. То, что для взрослых может показаться просто стуком ложкой по чашке или столу, для маленького человечка является познанием новых звуков, а облизывание чего-либо – познанием вкусов. Все, чем бы ни занимался ваш ребенок, направлено на изучение и освоение основных навыков.

Развивающие методики, безусловно, благотворно влияют на формирование и поддержание у ребенка интереса к окружающему миру. Но очень важно подобрать комплекс занятий, который будет соответствовать возрастным особенностям и потребностям ребенка, а не амбициям мамочки.

Так как основной формой познания окружающего мира для ребенка является игра, все методики базируются на играх, которые направлены на развитие навыков речи, координацию движений, крупную и мелкую моторику и т. д.

Рассмотрим наиболее используемые методики, которые расскажут, как развивать ребенка:

  1. Методика Марии Монтессори. В основе методики лежит свобода, а главным принципом является самостоятельность в выполнении упражнений.

В различных городах по всей стране вот уже не один год успешно работают Центры раннего развития, которые предлагают занятия по этой методике. Также некоторые детские сады достаточно успешно ее используют. Благодаря методике Монтессори каждый ребенок получает возможность развиваться по индивидуальному плану. Для этого в Центрах и детских садах создаются особые монтессори-классы, которые состоят из множества разнообразных зон развития:

  • практическая жизнь. Все предметы этой зоны направлены на ознакомление ребенка с предметами быта, а также обучение основ заботы о себе (для детей старше 2-х лет). Занятия просты и в то же время невероятно увлекательны для маленьких «почемучек». В этой зоне в качестве дидактического материала используются замки (щеколды), емкости для переливания или пересыпания чего-либо, одежда с различными застежками, посуда и т.д. Здесь ребенок никогда не услышит фразы «Ты еще маленький!», а лишь «Ты уже взрослый! Попробуй сам»;
  • сенсорное развитие. В этой зоне малыш знакомится с такими понятиями, как температура, разница в весе, обучается различать высоту, длину, цвета, формы и т. д. Для этого используются цветные таблички, пирамидки, планшеты-вкладыши, звуковые цилиндры и многое другое;
  • развитие речи. Поскольку развитие речи непосредственно связано с мелкой моторикой, в этой зоне можно обнаружить много игровых пособий на развитие мелкой работы ручек и пальчиков. Ребенок, выполняя задания, пополняет словарный запас, обводит пальчиком карточки с шершавыми буквами, пишет на песке или крупе, раннее изученное очертания букв и прочее. Более старшие детки могут учиться читать, составляя слова с помощью передвижного алфавита;
  • зона математики. Здесь собраны материалы для изучения детьми понятия «количество». Обучение проходит в среде, которая буквально «напитана» этой удивительной наукой. Также идет активная работа над развитием логики, мышления;
  • естественно-научная зона. В этой зоне ребенок познает окружающий мир, изучает понятия «причины» и «связи», узнает об истории и других народах и т. д.

Методика Монтессори не только активно используется, но и постоянно совершенствуется. Так, к вышеизложенным зонам добавляются музыкальные, подвижные и другие зоны.  Проявив немного усердия и фантазии, вы можете создавать такие зоны прямо у себя дома и достаточно эффективно развивать кроху.

Читайте также: Советы и методы обучения ребенка правильному произношению буквы «Р»

Среди минусов этой методики выделяют то, что акцент все же делается на логику, и при этом страдает творческое мышление, а также неэффективность в развитии слишком активных детей, из-за их неумения долгое время работать самостоятельно.

  1. Методика Глена Домана. Как утверждают специалисты в сети Интернет, эта методика успешно применялась многими матерями нобелевских лауреатов. Если она приглянулась и вам, то необязательно дожидаться первого дня рождения вашего маленького гения. Она рассчитана на занятия с детками, возраст которых достиг одного месяца. В ее основе лежит идея, что, простимулировав хотя бы один из органов чувств, мы усиливаем активность мозга, тем самым развивая его.

Как же это происходит? Упражнения подразумевают занятия по карточкам, на которых изображены животные, овощи, фрукты, предметы быта с подписью, для детей постарше – слова и цифры. Так, показывая несколько раз в день ребенку карточку с изображенным на ней яблоком и произнося названия этого фрукта, ребенок научится распознавать его не только на карточке, но и обнаружив на кухонном столе.

Когда ваш ребенок станет старше, вы можете научить его читать или считать по этой же методике, выбрав карточки определенной темы.

Среди минусов выделяют:

  • пассивность ребенка при выполнении упражнений, поскольку задействована только зрительная система;
  • не развивает творческие способности и навыки «исследователя»;
  • из-за своей подвижности, дети не всегда воспринимают карточки.
  1. Методика Николая Зайцева. Наиболее эффективным считается применение этой методики с годовалого возраста, но некоторые мамочки сумели адаптировать ее для занятий с малышами 3-4 месяцев. Она учит грамматике, чтению и математике. Основные принципы методики – это доступность в подаче материала и свободная обстановка. Обучение проходит в форме игры с использование карточек, кубиков и доски.

Специальные кубики отличаются друг от друга размером, цветом, звуком, который издают. Они бывают железные, деревянные. Такое разнообразие помогает ребенку почувствовать разницу между гласными и согласными, глухими и звонкими.

Существует множество вариаций игры с кубиками Зайцева. Более детально вы сможете ознакомиться с ними, просмотрев видео или пообщавшись с другими мамочками на специальных форумах.

Минусами методики считается то, что при поступлении ребенка в школу ему придется переучиваться, потому как цветовые обозначения по программе Зайцева отличаются от школьных. Также обучающее пособие достаточно дорогостоящее.

  1. Методика Сесиль Лупан. По определению бельгийки, первые годы жизни малыша являются самыми важными. В ее методике развития на первое место выносятся индивидуальность, интересы и наклонности ребенка.

Будучи в прошлом актрисой, но оставив все, чтобы стать идеальной матерью, Лупан разработала комплекс упражнений, которые способствуют выявлению склонностей ребенка и их развитию, а также формированию качеств личности. Взяв за основу систему Глена Домена, она решила не только знакомить детей с понятиями, но и рассказывать об их использовании.

В своей книге «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан поделилась личным опытом относительно того, как развивать ребенка, который непременно станет полезен как молодым мамам, так и более опытным.

Опять-таки, если вернуться к минусам этой методики, то можно выделить отсутствие развития на ранних этапах социальных навыков, так как основным педагогом является родитель.

  1. Методика Елены Даниловой. Основной принцип методики нашей современницы Елены Даниловой заключается во фразе «Дайте ребенку свободно двигаться!».

Будучи матерью четверых детей и основываясь на личном родительском опыте, Данилова разработала методику, разбив ее на этапы. Каждый этап соответствует определенному месяцу жизни ребенка и усложняется по мере его взросления. Автор методики также советует использовать самодельные развивающие игрушки и сама популярно рассказывает о том, как их изготовить.

Методика Даниловой достаточно «молода», поэтому из минусов пока можно выделить только необходимость полной отдачи со стороны родителей и затраты временных ресурсов.

Материнство – это самый большой дар. Уделяйте ребенку как можно больше своего времени, помогайте ему осваивать такой большой и такой интересный окружающий мир. Все это, непременно, вам вернется, ведь любовь и уважение взрослых детей зависит от того, сколько тепла и заботы было дано им родителями в детстве.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


5 + два =